Россия входит в число мировых лидеров по числу граждан, получивших среднее и высшее образование, однако расходы на образование ниже, чем во многих других странах, говорится в ежегодном докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Доклад "Взгляд на образование" организации, штаб-квартира которой расположена в Париже, содержит обзор международного рынка образовательных услуг. По данным на 2010 год, 88% россиян в возрасте от 25 до 64 лет имеет как минимум среднее специальное образование. Средний показатель по 34 странам, входящим в ОЭСР, составляет 74%, а по странам "большой двадцатки" - всего 56%.
Россия пока не является членом ОЭСР - элитарного клуба стран, на долю которых приходится до 60% объема мирового ВВП, но намерена вступить в него к 2014 году. Об этом на прошлой неделе заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
Людей с высшим образованием среди взрослого населения России - 54%, что делает ее лидером по данному показателю, говорится в докладе ОЭСР. Следом расположились Канада, Израиль и США.
Несмотря на рост инвестиций в образование за 10 первых лет нового столетия, расходы на образование в России составляют лишь 5,5% ВВП по сравнению с 6,3% в среднем по странам ОЭСР (большинство из них - члены Евросоюза).
При этом только 43% всех расходов на образование в России направляется на развитие начального, среднего и среднего специального образования. Подобное соотношение является самым низким как среди стран ОЭСР, так и среди стран G20.
Руководитель Центра мониторинга и статистики образования Марк Агранович, один из авторов доклада ОЭСР, в интервью Би-би-си говорит о низком уровне финансирования образования в России.
"По нашему уровню экономического развития вроде ничего, но если мы говорим, что мы - передовая страна в области образования, тогда этого недостаточно, конечно. В процентах от государственных расходов, в процентах от ВВП - еще куда ни шло, но если пересчитывать деньги в расчете на одного учащегося высшего образования, то у нас эти расходы непозволительно низкие. Денег мало, а студентов - наоборот, много", - сетует Агранович.
Эффективность расходов
Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития полагают, что Россия в будущем может уступить свои позиции странам с более высокими темпами роста по численности обладателей вузовских дипломов среди молодежи.
"У нас очень высокий уровень участия населения в так называемом "тряпичном" образовании. В нашем понимании это средние профессиональные учреждения - колледжи, техникумы. Мы входим в первую тройку уж точно, но мы этого достигаем за счет совершенно небывалого уровня внеочного образования, которое по качеству, понятно, уступает, - рассказывает Марк Агранович, - Есть также показатель, как количество учащихся на одного учителя, показывающий эффективность расходов. У нас этот показатель один из самых узких в мире".
Выше среднего и возраст российских учителей. В ОЭСР подметили негативную тенденцию старения учителей в европейских странах, преимущественно в Германии и Италии, где больше половины учителей старше 50 лет.
Согласно докладу организации, в период с 2000 по 2010 годы во всем мире заметно увеличилось число студентов, получающих высшее образование за рубежом. Так, в России число иностранных студентов, большинство из которых являются выходцами из бывших советских республик, выросло на 78%.
Всего на долю России приходится 4% от общего числа студентов, получающих высшее образование за границей. Бесспорными лидерами в данной категории являются США, Великобритания, Австралия, Германия и Франция.
Модернизация образования
Марк Агранович из Центра мониторинга и статистики образования говорит и о другой, не менее важной проблеме - профессиональном довузовском образовании и его влиянии на дальнейшее трудоустройство выпускников.
"По международной классификации образования российские ПТУ или техникумы на базе 9 классов относятся к среднему образованию. В развитых странах примерно 60% молодых людей, которые получают полное среднее образование, выходят из школы, имея на руках профессиональный сертификат, который признается на рынке труда. У нас же таких выпускников, включая тех, кто учится в техникумах, - 40%, что, конечно, связано и с проблемами дальнейшего трудоустройства", - полагает Агранович.
Эксперт рассказывает, что 3 года назад в России увеличилась средняя ожидаемая продолжительность обучения (показатель, который учитывает количество учащихся, охват образования и продолжительность программы обучения), но это, по его словам, было связано с тем, что полное среднее образование - 11 лет - было объявлено обязательным.
Тем не менее по этому показателю Россия все еще заметно отстает как от развитых стран, так и от многих стран со средним уровнем развития.
"Крупные показатели на уровне целой страны меняются очень медленно. Руководство страны обещает, образование объявлено приоритетом. Вопрос в том, как все это будет использоваться", - говорит Марк Агранович, отмечающий потребность в реформах, направленных на модернизацию образования.
В докладе "Взгляд на образование" 2012 года подчеркивается, что ни одна страна, какой бы высоко образованной она ни была, не застрахована от последствий всемирного экономического кризиса, однако отмечается, что чем выше уровень образования, тем более устойчивы экономика и рынки труда этих стран.
Материал с сайта bbcrussian.com
(http://www.bbc.co.uk/russian/international/2012/09/120910_education_oecd_report_russia.shtml)